«Мораль - это эстетика. То, что морально - красиво, что нет - уродливо. Мы живем в такую эпоху, которая во всех областях склоняется к уродству. В несдержанности, насмешках, сарказме - обесценивании личности и в утрате прав общества. Моя судьба - это роль Кассандры, пророчествующей на рушащихся стенах Трои. Ну или, если кому-то будет понятнее, это роль врача, который ставит жестокий диагноз, без какого-либо снисхождения. Роль моралиста заключается в том, чтобы свидетельствовать и не сдаваться, не отступать, даже если твоя армия разгромлена, оставаться на ногах, даже если все остальные в этот момент встают на колени, падают, или, что еще хуже, валяются.
- Что видит Кассандра, стоя на стене Запада?
- То, что вы сами можете наблюдать каждый день. Итак, мы скользим по пологому склону декаданса. На протяжении многих лет мы живем упиваясь чем-то вроде сладострастия упадка. Принудительное восхождение всегда сложнее: вы должны напрягать мышцы, цепляться за камни, прижиматься к скалам, вгрызаться в породу; воздух становится разряженным, потому что он все более и более чистый; мы становимся все более одинокими, потому что поднимаемся над массой. И напротив, очень легко бежать вниз по склону, позволить себе скатиться. Мы переживаем период безудержного потребления, в течение которого весь Запад с удовольствием потребляет наркоз упадка. Сегодня мы столкнулись с валютным и финансовым кризисом, завтра будет экономический, а упадок станет более жестоким и более всеобъемлющим.
Из этого наблюдения все и исходит, мы потянули за нитку и клубок начал разматываться, этим все объясняется. У Запада больше нет желания жить и сражаться. Мы повсюду наблюдаем великий исход. Уходят политики, интеллектуалы, пастыри, отцы. Весь Запад уходит в отставку».
Jean Cau